Виторганы хотят сделать Юрмалу открытым городом не только летом
Народный артист России Эммануил Гедионович Виторган влюблен в Юрмалу. Отсюда родом его жена Ирина, здесь они оба проводят немалую часть времени, а совсем недавно обзавелись домом на улице Театра. Накануне свадьбы сюда в тайне ото всех сбежали молодые — Максим Виторган и Ксения Собчак. А с марта Эммануил Гедионович и Ирина будут регулярно проводить в Юрмале творческие вечера: «Виторган-клуб», отметивший в Москве свое 20-летие, теперь получит прописку и на берегу Рижского залива.
Со знаменитым актером мы встретились в «КУЛЬТурном центре Эммануила Виторгана», который находится в одном из красивейших мест «золотой мили» Москвы — на Остоженке, в двух шагах от храма Христа Спасителя. Офис уставлен сувенирами, подарками, наградами, на стенах картины и фотографии, есть даже афишная тумба, а еще — очень много цветов в вазах. Дело в том, что на начало февраля выпали сплошные праздники: юбилей «Виторган-клуба», день рождения жены Ирины, 10-летие их совместной жизни, а теперь еще и свадьба сына Максима, который в начале месяца женился на Ксении Собчак.
«ВИТОРГАН-КЛУБ» В ЮРМАЛЕ — ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО
Эммануил Гедионович, расскажите про свой клуб, как он родился, чем занимается?
«Виторган-клуб» существует уже 20 лет. Мы придумали его вместе с моей предыдущей женой Аллочкой Балтер (актриса Театра им. Маяковского, безвременно ушедшая из жизни.— А.С.), сыном Максимом и нашей общей в то время подругой Ириной Млодик (уже 10 лет Виторган. — А.С.). С Иришей продолжаем дело. Так совпало, что обе эти женщины — и Аллочка, и Ириша — очень активны. Для обеих жажда общения — это возможность продолжать жизнь. У нас всегда было много знакомых, приятелей. Но хотелось общаться еще больше, и сегодня у нас в доме собираются люди самых разных профессий — актеры, музыканты, политики, бизнесмены, врачи, никаких ограничений нет. Нам очень хотелось, чтобы люди встречались, помогали друг другу.
Сейчас многие рассказывают, что соседи по коридору, чьи двери находятся друг напротив друга, не здороваются. Не хочется ворчать и говорить: «Вот в наше время люди были...» Не все были, но жажда общения, потребность сказать «здравствуйте», существовала, конечно, в большей мере, чем сейчас. Очевидно, это было послевоенное поколение. К сожалению, сегодня это редкое свойство — желание приветствовать друг друга. А нам очень хочется, чтобы люди здоровались. За эти 20 лет чего мы только не устраивали: уникальные композиторские встречи, приглашали поэтов, театральных деятелей, культурную прослойку, у нас проходят литературные и джазовые вечера, моноспектакли, показы старых фильмов, которые пролежали на полке по 20 лет...
Сегодня у вас в Москве шикарный культурный центр с концертным и банкетным залами. Но все это появилось не так давно?
Да, здесь мы всего лишь четвертый год — город пошел нам навстречу и сдал в аренду этот дом, который тогда стоял в запустении. Мы привели его в порядок, пришлось очень много потрудиться, и теперь в месяц проводим здесь три-четыре клубных мероприятия. До этого снимали залы в Доме актера и других местах. Безусловно, вход на наши встречи по билетам, но это не бизнес. Люди сидят за столиками, едят, выпивают. Цель — дать людям возможность в непринужденной обстановке насладиться искусством, творчеством и общением друг с другом.
Почему вы решили повторить свой успех именно в Юрмале?
Вся штука в том, что Иришка — юрмальчанка, и мы достаточно часто, а сегодня особенно, приезжаем в Юрмалу. Она не может без этого песка, без этих сосен. И меня приучила. Раньше мы обычно жили в гостинице, а недавно купили дом. Он находится на замечательной улице Театра, рядом с концертным залом. Правда, сначала мы купили квартиру в новостройке на первом этаже, обустроили террасу, чтобы сидеть там, отдыхать, принимать гостей. Перед окнами был пустырь, за ним море. Было красиво и очень удобно. Но прошел год, и на пустыре поставили два здания буквально впритык к нам. Вот тогда мы стали искать дом.
Как вы себя чувствуете в тихой Юрмале после энергичной Москвы?
После сумасшедшего дома по имени «Москва» Юрмала кажется островком успокоения. Мы там расслаблены абсолютно. Сейчас многие москвичи, россияне приобрели там недвижимость. И к нам стали обращаться наши знакомые: «Ребята, а давайте придумаем в Юрмале что-то эдакое». В течение года там ведь практически нет никакой культурной жизни. Только летом, когда проходят фестивали и концерты, а потом жизнь замирает. Но людям хочется не только летом убегать от суеты мегаполисов, хочется приезжать в Юрмалу чаще и посещать там какие-то культурные мероприятия, сидеть, общаться.
Где разместится юрмальский «Виторган-клуб»?
У нас в Юрмале много знакомых и близких друзей, Ирочкиных, конечно, еще с девичьих пор. Так вот, есть такой ресторан «Славу», хозяева — наши приятели. В нем мы решили провести первую встречу. Человек на 60. Нужно начать, а там посмотрим. Нам уже начали звонить люди, которые хотят попасть на открытие. На эти вечера будут приглашаться и латвийские актеры, и, соответственно, деятели культуры из Москвы.
Тем более что многие из москвичей в Латвии имеют дома, квартиры... Например, Геннадий Хазанов.
Да, мы с ним часто встречаемся в Юрмале. Его жена Злата говорит, что это лучшее место на земле. Она права. Слава богу, что у латышей хватило разума продолжать нормальное общение, они доброжелательно относятся к приезжим. Ведь было время, когда была иная ситуация. И это хорошо, что мы сейчас замечательно общаемся.
«ПОСЛЕ АЛЛОЧКИ ИРИНА ВТАЩИЛА МЕНЯ В ЖИЗНЬ»
В вашей гримерке висит громадный портрет Аллы Балтер. Такое впечатление, что она постоянно присутству ет в вашей жизни...
Аллочка — удивительная женщина. Она была потрясающей во всем: как дочь, как мать, как жена... Должен вам сказать, что первого мужа Аллочки также звали Эммануил. Вот такое потрясающее совпадение. Она была необыкновенно отзывчивой для друзей. Обожала нашего сына Максима. В отличие от меня всегда была рядом с ним. Отказывалась от съемок ради сына. Я, наоборот, снимался очень много, по три фильма в год, по 20 с лишним спектаклей в месяц.
А Аллочка все время была с Максимом, они были очень тесно связаны. Он очень похож на нее и в свои 40 лет. Он, как и мама, тоже умничка, человек философского плана. Не хотелось бы, чтобы мои слова воспринимались как обычная похвала родителя.
Нет, это действительно так.
Она... Прошло 12 лет, а слово «была» я как-то очень трудно произношу.
Как будто она все время присутствует. Действительно, это очень яркая память. После ухода Аллочки из жизни я думал, что мне тоже пора уходить. Думал, что у сына своя жизнь, есть уже внуки. Без Аллочки мое существование казалось бессмысленным.
Я остался жить только потому, что появилась Ирина. Она втащила меня обратно в жизнь. И я, безусловно, бесконечно ей благодарен. Я понял, что человек не вправе распоряжаться своей жизнью. И Ириша оказалась очень похожей на Аллочку. Удивительно... И общение, и желание помочь, что-то познать. Эти качества присутствуют в нас обоих до сих пор, для нас общение — смысл жизни.
Но был момент, когда Максим вас не понял, и вы практически не общались с сыном…
Максиму показалось, да и не только ему, некоторым моим очень близким знакомым, даже друзьям, что мой поступок неверен. Хотя, если человек хочет продолжать свою жизнь, мне кажется, стоит его поддержать. Максимка некоторое время, совсем немного, не понимал этого. Но быстро понял, что не прав. И более того — как когда-то он общался больше с мамой, чем со мной, из-за моей занятости, — сегодня он больше общается с Иришкой.
Как вы оцениваете профессиональные успехи Максима?
Он не мог не состояться в профессии — у него замечательная театральная школа. Он поработал с самыми лучшими творческими коллективами и руководителями Москвы, это дало ему возможность оставаться самим собой и предаваться профессии так, как он сам этого желает. Он, как и я, тоже ушел из государственного театра. У него хорошие мозги, есть режиссерская направленность. Максим поставил очень интересный спектакль, хотя уже не один. Он и в профессиональном плане очень вырос, и в житейском очень хороший человек. Потрясающе относится к своим детям — Полине и Даниилу. Я знаю, что он никогда никого в жизни не подведет.
СЕНСАЦИОННАЯ СВАДЬБА В КИНОКЛУБЕ «ФИТИЛЬ»
Не могу вас не спросить о женитьбе Максима, которая стала настоящей сенсацией...
То, что произошло, стало действительно каким-то мировым событием. Все об этом писали и говорили. Но у каждого по-разному стоял вопрос. У одного: «Неужели?» У другого: «А как это случилось?» У третьего: «Не может быть!» Но в целом нам звонили и говорили: «Ой, как хорошо! Какие молодцы!» Они действительно молодцы. Каждый уже пожил энное количество лет, побывал в разных ситуациях в своей жизни. И то, что произошло бракосочетание, нас с Иришкой только радует. Думаю, если бы Аллочка была жива, она бы тоже была очень довольна. Ксюша сегодня взрослый разумный человек. Раньше было всякое. Но это ж молодые люди! Господи, что мы только не выкидывали в своей жизни?! Каждый из нас. Ксюша — умничка. Я ничего не преувеличиваю и не хочу никого оправдывать. Они взрослые молодые люди, которые строят свою жизнь. И не нуждаются ни в каких оправданиях. Главное, что я сегодня вижу — они очень сильно любят друг друга.
Известие о женитьбе вас тоже застало врасплох?
Они довольно тщательно и долго скрывали отношения. И Максиму, и Ксюше очень не хотелось этой вспышки интереса к ним, чтобы недоброжелатели не задавили их разговорами, предположениями, обсуждениями. Об их отношениях мы, конечно, как близкие люди, знали. Но про свадьбу они решили никому не рассказывать, знали об этом только три человека — мама Ксюши и мы с Иришкой. Больше никто не знал об этом.
Как же им удалось не допустить утечки информации об официальной церемонии?
Мы много общаемся с людьми, и у нас, особенно у Иришки, есть много знакомых, наша подруга — директор Центрального Дворца бракосочетаний. Она помогла нам в том, чтобы это не стало достоянием всех. Так мы договорились с руководством одного московского загса, что все пройдет там, конфиденциально. Однако кто-то из сотрудников проболтался, и, конечно, журналисты, телевидение — все туда помчались. Но мы предвидели такой сценарий и на всякий случай предусмотрели церемонию в другом Дворце бракосочетаний. А тот загс оставили как приманку. Вот такие шпионские страсти... (Смеется.)
Поэтому никто и не нашел нас. Во Дворце бракосочетаний мы были только втроем — Ксюшина мама, Ирочка и я. И, конечно, Максим с Ксюшей. На банкете тоже были только самые близкие — Максимка и Ксюша пригласили друзей в минимальном количестве. Попросили даже не звать родственников. Хотя мы настояли на том, чтобы приехали моя племянница с мужем и мой родной брат.
Все, кто пришел, вообще не знали, что состоялось бракосочетание. Максим пригласил гостей как будто на премьеру фильма — он недавно снимался с участием голливудских актеров во Франции. Сказал, что премьера состоится в «Фитиле». Маленькое такое здание, с небольшим залом. И вот все эти 30 с лишним человек собрались на премьеру фильма. Все пришли в повседневной одежде — с работы. Погас свет, пустили картинку на экран. И вдруг появилась надпись: Максим + Ксюша = любовь.
И тут на сцене появились они. «Мы собрали всех вас, чтобы сообщить, что мы только что расписались», — объявил Максим. Все ошалели. Сначала было молчание, а потом гулкое: «А-а-а-а!» Все захлопали. — «Как же так, мы же без подарков!» — «Какие подарки? Пошли за стол», — сказал Максим. Пока все сидели в просмотровом зале, оказалось, что в соседнем накрывали столы. Столы были уставлены черной икрой и шампанским Moet & Chandon. Вот так ребята решили отметить свое бракосочетание. Я думаю, что они правы.
Не тяжело вам быть свекром такой известной дамы — и светской львицы, и политика?
Нет. Ксюша — очень мудрая девочка. В общении замечательная. Главное, чтобы у этого начала было прекрасное продолжение. И чтобы всякого рода домыслы, которые в народе придумываются в отношении Максима и Ксюши, их не сломали.
Теперь они и в Юрмалу будут чаще приезжать?
Да, конечно. Они уже были в Юрмале — в нашем доме. И снова — втайне от всех. Буквально совсем недавно — еще до свадьбы.
А на открытии «Виторган-клуба» молодожены не приедут?
К сожалению, нет. Они очень заняты. Максимка снимается, у Ксюши дела. Но, думаю, они часто станут приезжать в Юрмалу. Нам друг с другом интересно.
С УВАЖЕНИЕМ К АНТРЕПРИЗЕ.
Как протекает ваша творческая жизнь, после ухода из Театра Маяковского?
Я ушел я из государственного театра шесть лет назад, и ничуть об этом не жалею. Существует несколько антрепризных спектаклей, в которых я играю. Театральные критики почему-то с иронией говорят об этом жанре. Хотя театр в России начался именно с таких спектаклей. Да и в Европе сегодня государственных театров крайне мало. Только антрепризные спектакли. Но по постановочной части они могут стоять на уровне государственных. Например, в свои спектакли я могу приглашать тех, кого я хочу: и режиссеров, и актеров, и постановщиков.
Так что теперь я имею уникальную возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. В нашем зале, который рассчитан на 130 мест, я играю еще свой моноспектакль «Выход», в котором звучат песни Высоцкого и стихи Александра Володина. Для остальных спектаклей мы арендуем площадки у Театра Вахтангова, Театра
киноактера, Таганки...
В последнее время вы снимаетесь в большом количестве сериалов...
Сериалы тоже не у всех вызывают теплые чувства. И порой заслуженно. Но для меня главное — содержание. Хотя должен сознаться честно: иногда сегодня даю согласие на то, на что раньше я бы не подписался. Только из-за заработка. Я не хочу уходить в нищете. Не хочу... Масса примеров, к сожалению, моих коллег, когда народным артистам СССР сбрасывались на гроб. Государство, к сожалению, совсем об этом не думает. К тому же у меня есть дети, есть внуки, есть уже правнуки. Но все-таки я не дам согласия на съемки в совсем уж плохом фильме. Не хочу, чтобы у зрителей испортилось мнение обо мне. Ко мне очень хорошо относятся, несмотря на то что я переиграл за свою жизнь массу мерзавцев (смеется).
Нет ли у вас творческих планов в Латвии? Например, Геннадий Хазанов нам признался, что мечтает поработать в нашем Рижском русском театре.
Посмотрим... Если будут интересные предложения, почему бы не поработать. Тем более в таком красивом театре!
ОТКРЫТЫЙ ГОРОД — ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОТКРЫТОЙ ДУШОЙ
Что бы вы пожелали читателям Открытого города?
Хочу сказать, что в открытом городе ты можешь быть спокоен, потому что он открыт для тебя и для окружающих. Ты можешь спокойно ходить по улицам, открыто говорить то, что хочешь. Мы не можем существовать в открытом городе, насилуя себя, кривя душой. Город открыт только потому, что открыто твое сердце, твоя душа. И пусть живет журнал с таким названием. Только для одного: чтобы нам всем быть рядом друг с другом.
ИРИНА ВИТОРГАН:
«ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ НАРОДНОГО АРТИСТА ВИТОРГАНА — СВАДЬБА ЕГО СЫНА С КСЮШЕЙ СОБЧАК»
Ирина Михайловна, вы в браке с Эммануилом Гедионовичем 10 лет, а «Виторган-клубу» — 20. И вы стояли у его истоков. Как так получилось?
С Эммануилом Гедионовичем мы познакомились в 1993 году на «Кинотавре» в Сочи, виделись буквально пару раз. Я приехала туда отдыхать со своей сестрой и друзьями. Потом в Москве нужно было помочь оформить визу сыну Максиму — он летел во Францию, а в моей компании был визовой отдел. Потом познакомились с Аллочкой. Так я подружилась с их семьей. Тогда же, в 1993 году, у Максима появилась идея открыть «Виторган-клуб». Ему предложили помещение в Театре «Вернисаж», и мы все вместе стали заниматься организацией вечеров. Я отвечала за то, чтобы приглашать на них гостей. Потом что-то произошло с помещением, и вечера прекратились.
В то же время у меня был свой бизнес: свое театральное агентство, мы предоставляли различный сервис для VIP-клиентов. Снимала помещения в одном из загсов Москвы. И там пришла мысль проводить творческие вечера с актерами. Потом я уже снимала разные залы под свои вечера.
«МЫ С ЭММАНУИЛОМ САМИ МЫЛИ ПОСУДУ»
Мало кто из артистов может похвастаться наличием собственного клуба. Как вам удалось сохранить «Виторган-клуб»?
В 2000-м мы с Эммануилом Гедионовичем встретились вновь, в это время Аллочки уже не стало, и я предложила ему объединить наши усилия и продолжать начатое еще в 1993 году дело.
А как появился «КУЛЬТурный центр»?
«КУЛЬТурный центр» — наш, но сами помещения не наши, мы арендуем дом у города. Когда нам выделили здание, оно было полностью разрушено — конец XIX века. Три с половиной года мы делали в нем ремонт за свой счет. Нам даже пришлось продать дом-дачу, который мы только-только построили на Новой Риге.
Мы попали в кризис. Я понимала: или мы останавливаемся — или идем дальше. Поэтому пришлось продать дом, чтобы закончить ремонт. Тем более что это случилось в то время, когда Эммочка ушел из Театра Маяковского, и я понимала, что он должен быть занят любимым делом. Поставив это на чашу весов, мы продали дом.
Естественно, поэтому все далось непросто. И когда мы уже закончили ремонт дома, сели как-то с Эммануилом Гедионовичем вдвоем у камина, и он спросил: «А, может, нам все это не надо было? Как ты думаешь, Ириш?» Я думаю, что это было как нервный срыв, потому как шли к этому очень долго, и сами не могли поверить в то, что это закончилось. А я ему ответила: «Эммочка, сейчас все только начинается...» И вы себе не представляете, какое количество великих людей за эти три года уже прошло через наш дом! Актеров, на творчестве которых я сама выросла. Да и не только актеров — известных спортсменов, ученых, различных деятелей искусств. Привыкнуть к этому, поверьте, невозможно! Как я не могу до сих пор поверить, что являюсь женой народного артиста Эммануила Виторгана. И каждый раз, когда они приходят к нам в дом, у меня комок к горлу подступает: этого не может быть, неужели это происходит со мной?
А помните, как вы все сумели организовать в новом доме — «КУЛЬТурном центре»?
Ой, с ужасом вспоминаю первое время — была проблема с персоналом. Иногда после вечеров мы с Эммануилом сами мыли посуду. А в это время я стояла и думала: «Зачем я втянула его во все это? Народный артист стоит за стойкой бара и моет посуду». Хотя я ему говорила: «Эммочка, иди, отдохни, мы сами с девочками все уберем». Но он не мог не помочь — так он воспитан. А еще в нашем доме всегда очень много цветов. Ухаживает за ними только Эммануил Виторган, делая это очень бережно и с любовью. Такое ощущение, что он родился в Латвии. И культура у него наша, прибалтийская.
МЕСТ ДЛЯ ВСЕХ НЕ ХВАТАЕТ
Как вы отметили 20-летий юбилей «Виторган-клуба»?
Именно в этот вечер мы специально пригласили наших великих актеров и режиссеров. К нам пришли Владимир Этуш, Римма Маркова, Зинаида Кириенко, Лев Дуров, Людмила Хитяева, Светлана Немоляева, режиссеры Алла Сурикова, Всеволод Шиловский, телеведущая Анна Шатилова. Были и писатель Володя Вишневский, актеры — Клара Новикова Леонид Каневский, Александр Галибин, Анна Большова — всех не перечислить!
И все-таки «Виторган-клуб» для вас это бизнес-проект?
Нет, конечно. Это не коммерческий проект. Мы не ставим цель заработать. Иногда бывают вечера, которые совсем не приносят прибыли. Наша цель — встречи, общение. Сегодня мест не хватает для всех желающих — как для зрителей, так и для актеров. Многие обижаются, что мы их не позвали. А мы не можем, поскольку наш зал вмещает одновременно максимум 120 человек. Один из последних вечеров был с Женей Гришковцом. Он потрясающий, человек — чудо. Иногда мы поздно расходимся. А в этот раз расстались... в семь утра!
В РЕСТОРАНЕ «СЛАВУ» БУДЕТ ТЕСНО
9 марта вы открываете юрмальский «Виторган-клуб» в ресторане «Славу»...
Его владельцы — Таня и Юра Силовы — мои друзья. В их ресторане максимум поместится 60 человек, и я уверена, что в дальнейшем этого будет недостаточно. Особенно весной-летом, когда поедут люди. Будем привозить московских актеров, а также привлекать латвийских.
В Юрмале мы уже проводили творческие вечера самого Эммануила Виторгана. На один из последних пригласили латышских актеров. Это было чудесно. Были Арнис Лицитис, Ольга Пирагс, Мирдза Мартинсоне и другие. Вечер получился необыкновенный, теплый и запоминающийся — как для нас, так и для зрителей и самих актеров. На следующий день многие звонили, а сами актеры говорили, что давно не были на таких вечерах, и были очень благодарны за то, что их помнят.
«ЛЮДМИЛА БОРИСОВНА БЫЛА В ШОКЕ»
Эммануил Гедионович говорит, что теперь в вашем юрмальском доме частыми гостями станут молодожены Максим Виторган и Ксения Собчак. Как вы отнеслись к их браку?
То, что произошло, стало неожиданностью сначала и для нас. Как-то Максим позвонил нам, был час ночи. Он сказал: «Ирина Михайловна, что вы делаете?» Я ответила: «Тебя ждем». А он: «Тогда я сейчас приеду, раз вы меня ждете. Но не один, с невестой...» И вот он приезжает, заходит в дом, и... мы видим с ним Ксюшу. Бровью не повели, хотя, конечно, удивились. Мило пообщались. До этого мы с Ксюшей и ее мамой Людой встречались не раз в компании наших близких друзей. А на 40-летие Максима видели Ксюшу среди гостей, но не придали этому значения.
Через некоторое время Максим приехал к нам домой и сказал, что он решил сделать Ксюше предложение. Естественно, мы обрадовались. Потом мы встретились дома у Людмилы Борисовны Нарусовой, на ужине, где Максим официально попросил руки ее дочери. Людмила Борисовна, конечно, была в шоке. Для нее это стало полной неожиданностью. Но она также с радостью восприняла эту новость. Мы держали все в секрете по просьбе молодых и поэтому на регистрации в загсе оказались впятером — Максим с Ксюшей, Людмила Борисовна и мы.
И какие у вас отношения с Ксенией?
Отношения хорошие, теплые. И вообще, она умная, интеллигентная, доброжелательная девочка. Когда мы встречались у Люды Нарусовой дома, она повернулась и сказала: «По-моему, мы будем с вами дружить». И я так скажу: если Максиму — нашему сыну — хорошо, он влюблен, значит, и нам хорошо. Как может быть иначе?!
После того как мы приехали на так называемую премьеру фильма, информация каким-то образом все-таки просочилась, и несколько фотокорреспондентов оказалось у кинозала «Фитиль». А через пять минут весь Интернет пестрел новостью о свадьбе. Что тут началось! На наш мобильный телефон стало поступать такое количество звонков от журналистов, а потом уже от знакомых, незнакомых из Москвы, со всей России, из других стран, что мы просто не подходили к телефону. Звонили и в офис, и в приемные пункты моих химчисток, пытались получить информацию, правда ли это. Приходя на какие-то мероприятия, вместо приветствия мы слышали «Это правда?» или «Поздравляю!» Трудно было себе представить, что такая будет реакция. Мы не могли ни работать, ни отдыхать. Долгое время были выбиты из нормального режима. Такое ощущение, что главное событие, которое было в жизни народного артиста Эммануила Виторгана, это свадьба его сына Максима с Ксюшей Собчак.
Текст: Алексей Стефанов
Фото: Дмитрий Дубинский, Алексей Стефанов
Предыдущая страница: Пресса о нас |
Следущая страница: Организация банкетов