ЭММАНУИЛ ВИТОРГАН: ЖИВЕМ, ЧТОБЫ ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ
Роль доброго волшебника в его кинокарьере всего одна. Помните Коврова из новогодней сказки «Чародеи»? Зато злодеев Эммануил Виторган сыграл великое множество, и, что самое удивительное, в его исполнении даже отпетые негодяи получались невероятно обаятельными. За что он получал от поклонников тысячи писем. Правда, отвечать на все любимый артист не успевал. Сегодня журнал «Почта России» приехал в гости к Эммануилу Виторгану в его культурный центр на Остоженке.
- Для многих известных людей - актеров, писателей, музыкантов - письма от почитателей их творчества играют особую роль. Эммануил Гедионович, как вы лично относились к таким письмам?
- Я сожалею только об одном - что не успевал в свое время отвечать на огромное количество посланий, которые мне приходили. Поэтому в городах, где я бывал с гастролями или творческими вечерами, я делал такое общее извинение перед авторами этих писем и выражал им свою благодарность.
- Были какие-то особенные письма, которые вы помните до сих пор?
- Безусловно, были такие, которые западали в душу надолго. Иногда люди, посмотрев спектакль либо фильм, писали: «Мы долгое время не общались с родителями, а теперь постараемся восстановить наши отношения - ведь мы одна семья».
Были и наивные письма. Например, некоторые женщины даже присылали свои паспорта, чтобы я заключил с ними брак. Я в недоумении отправлял документы назад. Куда я мог послать? В милицию того города, естественно, чтобы паспорта вернулись к хозяйкам. Хотя были письма и очень странные, иногда даже угрожающие.
- Они относились скорее к вашим персонажам, нежели к вам лично?
- Да, естественно. Ведь зритель думает, что я в жизни такой же, как на сцене или на экране. Но на самом деле я совсем другой. Мои экранные образы значительно более жесткие.
С годами начинаешь понимать, что не надо спешить с выводами. Да, бывают разные ситуации, в которые попадает человек. Самое интересное, что я, который прожил огромное количество жизней так называемых отрицательных персонажей, никогда не отказывался от таких ролей. Чаще я отказывался именно от положительных героев. Может быть, это наивно, не знаю, но до сих пор, играя отрицательного персонажа, я пытаюсь с экрана или сцены сказать людям, что это не лучший способ проживания жизни. Мы ведь так недолго живем. И конечно, нам надо понимать, что мы произведены на свет, чтобы помогать друг другу, а не грызть друг другу глотки.
Я в немного грустном состоянии, поскольку только что вернулся с Ваганьковского кладбища. Был у жены, у Аллочки, с которой прожил 30 лет (актриса Алла Балтер - вторая жена Эммануила Виторгана. - Прим. ред.). Вот уже десять лет, как ее не стало. Сейчас с каждым днем, с каждой минутой начинаешь осознавать, как важно не забывать о стоящем, бегущем, лежащем, сидящем, плывущем рядом с тобой человеке. Если ты имеешь возможность как-то помочь, надо это сделать. Для этого у нас создан клуб - культурный центр Виторгана. Он существует уже 18 лет, мы его организовали еще вместе с Аллочкой.
- За это время предназначение клуба не изменилось?
- Нет, мы существуем только с одной целью - чтобы люди знакомились и помогали друг другу. У нас в клубе и чиновники, и технократы, и, естественно, мои коллеги актеры, и музыканты, и врачи - люди самых разных профессий. Нам очень приятно, что в этом пространстве создается такая атмосфера. Очень хочется, чтобы люди все имели вовремя. Тогда у них и отдача будет иная, и перспектив в жизни будет намного больше.
- Когда вам жилось или живется интереснее - раньше или сейчас?
- Все последующее, несмотря ни на что, должно быть лучше предыдущего. Это я знаю точно. Кому-то не нравится то, что я делаю на сцене либо на экране, кому-то нравится. Это нормально и естественно. Я на это реагирую абсолютно спокойно. Для меня гораздо важнее критическое замечание, чем похвала, это значительно интереснее.
- А к чьей критике вы прислушиваетесь особенно?
- Конечно, это относится к тем, кого я считал и продолжаю считать профессионалами. Это и педагоги, и коллеги, и просто друзья. Мне всю жизнь очень везло на профессионалов. У меня были потрясающие родители, замечательные учителя. В Ленинградском театральном институте, который я окончил, меня окружали удивительные золи. Например, Иван Эдмундович Кох, основатель сценического движения фехтования на сцене. Еще там была Ксения Владимировна Куракина, из графинь, наш педагог по сценической речи. Вообще всему моему поколению в этом смысле очень повезло.
К сожалению, моему сыну повезло не так, как мне. Но я совершенно убежден, что пройдет еще немного времени, и снова появится театр такого масштаба, каким был, предположи, «Современник» в самом начале. Вы не могли бы прийти в этот театр и написать о ком-то одном, поскольку там было такое количество талантливейших молодых ребят во главе с Олегом Николаевичем Ефремовым! Или взять мой театр - Театр Ленинского комсомола, где спектакли ставил Георгий Александрович Товстоногов, великий режиссер. К счастью, я принимал участие во всех его постановках, которые шли тогда на этой сцене. Переехав в Москву, я опять встретился с замечательной режиссурой. И Леонид Викторович Варпаховский, и Мария Иосифовна Кнебель, и Андрей Александрович Гончаров в Мая ковке.
- Кстати, о Маяковке. Недавно многие СМИ написали о том, что труппа театра фактически объявила бойкот худруку Сергею Арцыбашеву. Большинство актеров - за его отставку. Но, тем не менее, в театре все равно остаются несколько человек, которые эту инициативу не поддерживают. Вы бы сейчас на чьей стороне оказались?
- Казалось бы, я должен сказать сейчас самые резкие слова в его адрес. Потому что именно из-за Арцыбашева я ушел из театра Маяковского, в котором прожил 20 с лишним лет. Именно из-за него и из-за его команды, которая уже при входе в театр начала его разрушать. У нас там четыре яруса, и повсюду висели фотографии величайших артистов, работавших в театре в разные времена. Так вот, все это было выброшено во двор под дождь. Слава богу, я случайно это увидел. И в истинно русском духе высказал все, что думаю о новом художественном руководителе, - прямо ему в лицо. Конечно, кроме этого, там было еще много чего негативного, в том числе и по репертуару, на мой взгляд. Несмотря на то что Сергей Арцыбашев, безусловно, способный человек.
- Почему же все так печально закончилось?
- Повторюсь: он очень способный человек, но у каждого способного человека есть объем, который ему по силам. У Арцыбашева был и остается свой театр на Покровке, который он сам сделал когда-то. Я ходил туда, смотрел спектакли, многие из которых очень хорошие, на мой взгляд. Вот, очевидно, это и есть его место. А когда мы сами предоставили ему возможность возглавить Маяковку, он не оставил свой театр. Больше того, есть филиал театра Маяковского, и еще в театре есть «Черный зал», где тоже играются спектакли. И почему-то Арцыбашев решил, что он со всем этим справится. Но, к огромному сожалению, он был несправедлив по отношению к себе. Ему нельзя было этого делать. Знаете, даже воздух в театре поменялся. Я понял, что не могу существовать в этой атмосфере. Вот и все. Хотя ребята остались - я имею в виду всех звезд театра: Женю Симонову, Игоря Костолевского, Мишу Филиппова...
- Если в театре Маяковского ситуация будет меняться кардинально, есть шансы на ваше возвращение?
- Нет. И не только в театр. У меня были приглашения в очень большие и хорошие театры уже после моего ухода из Маяковки. Помню, первое время я думал: надо подождать, посмотреть, что дальше будет (а я ведь всю жизнь, целых 50 лет, в театре под чьим-то подчинением). А потом прошло очень короткое время, и я вдруг понял, как мне надоело, чтобы мной руководили. И поэтому я создал свой антрепризный театр – несмотря на то, что антреприза в нашей стране критиками воспринимается очень странно. Хотя они забывают, очевидно, что театр вообще родился из антрепризы. А на Западе государственных театров - минимальное количество. Все остальное - это сборные труппы.
- Получается, что вы взвалили на себя еще и заботу об экономической стороне вопроса...
- Безусловно, я сегодня выбираю ту пьесу, которую я хочу, и приглашаю того режиссера и тех своих коллег, которых я лично хочу пригласить. Это, естественно, затраты. Но вот сегодня мы имеем этот дом, который называется культурным центром Виторгана. Здесь у нас и небольшой зал есть. Я играю моноспектакли, здесь идут все литературные вечера, джазовые концерты. Наши антрепризные спектакли здесь не помещаются. Поэтому мы арендуем сцену или в Театре Вахтангова, или в Театре Станиславского, или в Театре киноактера. Должен сказать, что вся забота о нашем центре лежит на моей жене Ирочке. Она постаралась максимально освободить меня от всего, кроме творчества. Хотя сама Ириша - музыкант по образованию, скрипачка. Но у нее удивительные организаторские способности. Настоящая бизнесвумен! Причем она умеет общаться со всеми, никогда ни о ком не забывает. Я с утра просыпаюсь: «Куда бежим?» А у нее уже все в ежедневнике расписано.
- Это большая удача - иметь любящую жену, которая еще и становится настоящим партнером...
- Мне всегда везло на жен. Иришка - третья, но и с первой супругой у нас была хорошая семья. В нашем расставании никто не виноват, просто я, когда увидел Аллочку, понял, наверное, что означает в полном объеме слово «любовь». Я буквально не мог дышать, когда с Аллочкой встречался. Поэтому я подумал, что уйти будет значительно честнее. К сожалению, пришлось обидеть первую семью, которая этого не заслуживала. Но я был наказан за это. Три десятилетия я не мог никак с дочкой связаться. Попытки делались неоднократно, но она слишком обиделась. А сейчас все в порядке – и все благодаря Иришке, которая смогла помирить нас. Мы замечательно общаемся сейчас, ездим друг к другу. Она с семьей на Валааме живет.
- Там тоже есть внуки?
- Более того, я прадедушка! У меня внучка уже родила, представляете? Я даже предположить не мог, что доживу до того, когда мне скажут «прадедушка».
- Предложений достаточное количество, но я сейчас отказываюсь от очень многого. Мне надоела стрельба, надоела кровь, я даже телевизор почти не смотрю. Хотя сам ка съемочной площадке перестрелял такое количество людей! У меня уже все отрепетировано: и падал, и разбивался и ломал себе ноги на съемках. Чего только не было! Но, видимо, наступает какой- то предел, когда надо совсем от этого отойти.
- Что думаете о нынешней творческой молодежи? Среди них много талантливых?
- Я больше общаюсь с ними в кино, когда снимаюсь. И, естественно, когда смотрю спектакли, там тоже много знакомых ребят.
- Как вы их оцениваете?
- По-разному. Я ведь уже выпустил один курс. Меня и раньше уговаривали заняться преподавательской деятельностью, но я все время отказывался. Потому что понимал, что буду чувствовать жуткую ответственность за них. Но меня уболтали, и я взял одну группу. Был с ними с утра до ночи, отказывался от съемок, от спектаклей в театре, находился с ними постоянно. Поначалу я думал, что это другое поколение, что они уже не так относятся к учебе, нежели мы когда-то в институте. Но я ошибался. Все было так же: с наслаждением, с удовольствием, не евши, не спавши, с раннего утра и до позднего вечера - только работа! Но у нас было распределение после окончания института. Хочешь ты или не хочешь, тебя распределяли в какой-то город или в село, неважно. И ты обязан был ехать. Сейчас распределения нет. Поэтому все ребята, естественно, остаются в Москве. И редчайший случай, чтобы кто-то уехал. Из нашей группы 13 человек удалось устроить по театрам, остальные эпизодики где-то играют...
Я до сих пор чувствую какую-то вину, хотя уже четыре года прошло. Многие педагоги мне говорят: «Да ты что, с ума сошел? Наша обязанность - дать азы, а все остальное дальше уже от самих ребят зависит». Но я все равно успокоиться не могу. Мы с ними до сих пор встречаемся. Они обязательно в мой день рождения что-нибудь смешное готовят всей группой. А некоторых учеников я приглашаю в антрепризные спектакли.
- В какие времена таланту пробиться легче?
- К огромному сожалению, эта профессия такова, что не мы выбираем, а нас выбирают. Актер зависит от всех и от всего. От продюсера, режиссера, дирекции... Поэтому не знаю, как определить степень таланта человека. Многие очень способные ребята не могут вырасти, потому что они не нравятся кому-то из руководящих. Вот и все. И они уже не снимаются, не играют на сцене или играют крайне мало. К сожалению, так часто бывает в творческой среде.
- Что для Вас сейчас самое важное в жизни?
- Хочется, чтобы у людей, в которых я уверен и которые во многом служат для меня примером, как можно меньше было бед. Сейчас я опять побывал у Аллочки, идешь - и просто аллея... Женя Дворжецкий, Андрюша Миронов, Гриша Горин, Марина Левтова... Кого только там нет. Сколько бы они могли дать еще? Но очень рано ушли. Кажется, уже столько забрали туда, наверх, талантливых людей! Ну оставьте же на Земле, оставьте, пусть проживают свои года по максимуму. Потому что эти люди живут не для себя, а для всех нас.
Интервью состоялось 17 марта 2011 года
Эммануил ВИТОРГАН
● Родился в 1939 году в Баку
●В 1961 году окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Стал актером Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина
●В 1963 году переходит в труппу Ленинградского театра драмы и комедии
●В 1967 году переходит в театр им. Ленсовета
●В 1971 году переезжает в Москву, где становится актером Московского драматического театра им. К. С. Станиславского
●В 1982 году переходит в театр на Таганке
●С 1984 по 2006 год - актер Академического театра им. В. Маяковского
●Снялся более чем в 100 фильмах
●Заслуженный артист РСФСР (1990), народный артист России (1998)
Предыдущая страница: Пресса о нас |
Следущая страница: Организация банкетов